27-28 сентября в Национальном исследовательском Нижнегородском государственном Университете им. Н.И. Лобачевского состоялась международная мультидисциплинарная научно-практическая конференция «Инвалиды – инвалидность – инвалидизация». В своей приветственной речи проректор по учебной работе К.А. Марков охарактеризовал ее как золотой фонд университета, заложенный в 1994 году и ежегодно организуемую факультетом социальных наук под инициативным руководством доктора исторических наук, профессора З.М. Саралиевой. Декан факультета социальных наук Р.В.Голубев отметил значение данной конференции для повышения компетенций ее участников, обратил внимание своих студентов на международную и отечественную практику социальной работы с инвалидами. На конференции обсуждался широкий круг актуальных проблем структуры и динамики инвалидности в современной России, ее правовые, медико-социальные, экономические и управленческие аспекты, жизненные стратегии инвалидов в семье, образовании, в обществе, а также реабилитационные практики.
Конференция собрала представителей 13 стран, 25 городов Российской Федерации, 48 вузов 42 исследовательских центров, учреждений социальной сферы и НКО.
С пленарными докладами выступили давние партнеры ННГУ по подготовке специалистов в сфере социальной работы декан факультета образовательных наук Университета Дуйсбург-Эссен (Германия) Боссонг Хорст и проректор по учебной работе этого же университета Ван Акерен Изабель. Они рассказали концепцию разнообразия университета, вовлекающего студентов-инвалидов в жизнь университета как часть его разнообразия.
Д.и.н., проф., зав кафедрой социально-медицинской реабилитации Института дополнительного профессионального образования работников социальной сферы, автор российских учебников по социальной работе М.В. Фирсов обрисовал целостную картину по кругу обсуждаемых проблем конференции. Д.ф.н., проф. Л.А.Беляева из Института философии РАН ввела перспективное и содержательное понятие «напряжение социального пространства» для теоретического обоснования социокультурной реабилитации инвалидов. Д.м.н., проф. Приволжского исследовательского медицинского университета С.А.Ананьин подверг критическому анализу различные подходы к статистической регистрации инвалидности в России, что препятствует созданию целостной и действенной организации работы с инвалидами.
Много различных мнений было высказано и обсуждено по проникновению в правовую и социальную природу понятий «Инвалиды – инвалидность – инвалидизация». По мнению д.с.н. Э.К.Наберушкиной, инвалид – это образ человека с проблемами, то, что делает человека инвалидом, инвалидность – проблема, то, что включает инвалидность, инвалидизация – процесс, то, что загоняет инвалидов и инвалидность в проблему.Общество делает людей инвалидами. После длительных споров на основе международных актов российская наука и практика утвердились в понятии «инвалиды», хотя часто используются термины «люди с ограниченными возможностями», «особые дети», «лица с долгосрочными нарушениями здоровья», «человек с инвалидностью», «норматы» и т.д. В то же время усиливается деклиентизация инвалида, то есть упор на повышение собственной ответственности инвалида за свое состояние и качество жизни, ограничение самоинвалидизации посредством создания условий активного разнообразия инклюзивных социальных отношений инвалида в обществе. К слову, в ряд психических нарушений стали признавать не только зависимость от цифровых технологий, но и нарушение пищевой культуры.
Мировая практика направлена на усиление социальных шансов для инвалидов в части социальной справедливости, доступности образования, продуктивности развития, и в подготовке учителей предусматривается обучение методам интеграции и инклюзии. Активно разрабатываются различные виды социальных роботов, помогающих инвалидам. Появилась форма сопровождающего проживания в условиях семьи для достижения социально приемлемого поведения лиц с интеллектуальными нарушениями.
Нижегородский театр "Пиано", в котором играют глухие дети, показали участникам конференции отрывок из спектакля "Крылья для клоунов". Также состоялся просмотр документального фильма "Барский дом" о бывших воспитанниках домов-интернатов для детей с проблемами ментального развития. В рамках конференции была презентация книги "Наверное я дурак". Произведение построено на полевых записях, сделанных в доме-интернате для детей с нарушениями развития и психоневрологическом интернате для взрослых. Автор исследования, заключенного в форму документального романа, – кандидат социологических наук Анна Клепикова. Кроме того, участники конференции посетили Тифлоинформационное отделение ресурсного центра инклюзивного образования Института реабилитации и здоровья человека ННГУ им. Н.И. Лобачевского.
Во второй день работы конференции на шести секциях шел активный обмен лучшими практиками и результатами научных исследований ученых, преподавателей, обучающихся, творческих практических работников, внедривших эффективные технологии по реабилитации, оздоровлению людей с ограниченными возможностями здоровья. Директора учреждений, руководители некоммерческих организаций, общественных объединений, специалисты по работе с молодежью из Германии, Швеции, Польши, Шотландии, разных регионов России рассказали об организации работы с инвалидами.
На секциях: «Инвалиды и гражданское общество» и «Реабилитационные практики и инклюзия инвалидов» выборочно были заслушаны и обсуждены 12 докладов.
Интегрированное обучение детей ОВЗ проанализировала Пушина В.Н., к.э.н., доцент, заведующая кафедрой социальной работы Ивановского государственного университета. Особенности социальной инклюзии через сегрегацию, специальное образование в международном обозрении раскрыла руководитель секции Калинникова Магнуссон Лия из Швеции.
Участники конференции поделились своим практическим опытом: например, Буланов А. С., председатель региональной общественной организации инвалидов «Инватур», ознакомил с практикой общественной организации инвалидов в сфере социальной реабилитации; Аверина Е. А., старший преподаватель Национального исследовательского Томского государственного университета, ознакомила с организацией безбарьерной среды как условия развития инклюзивного образования. Шенгальц Е. В. из Омска рассказала о тенденциях развития школьного инклюзивного образования в Омском регионе. ВРИО заведующая кафедрой организации работы с молодежью Чурапчинского государственного института физической культуры и спорта Г.Г.Алексеева поделилась результатами социологического исследования отношения населения к социальному волонтерству, на основе которых была организована волонтерская помощь студентов семьям с детьми инвалидами в селе Чурапча Республики Саха (Якутия). Курниковой М.В., Стрельцовым Л.Н. выявлен уровень социального самочувствия членов семьи ребенка-инвалида, участвующих в расширении его двигательной активности, Галушкиным П.А., Исаевой Е.Д. изучено психолого-педагогическое сопровождение самореализации личности с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивных практиках. Зарубежные практики проанализированы в исследованиях студентов Герасимовой Е.О., Шахина Е. и преподавателя Глазуновой Н.А. Национального исследовательского Нижегородского государственного университета на примере работы с инвалидами в Германии Kirchenkreis Aktion Menschenstadt города Эссен и в Великобритании.
Активный интерес вызвали доклады специалиста по иппотерапии, развивающей верховой езде и адаптивному конному спорту, Лукиной М. В. Она ознакомила с новой классификацией методов реабилитации и абилитации с помощью лошади и Кашириной Л.А. о физической реабилитации детей 5-7 лет с детским церебральным параличом с применением бобат-терапии, показавшие эффективные результаты.
На секции «Инвалидизация как социальная проблема» и мастер-классе «Социальное конструирование инвалидности» участвовали исследователи, работники социальной помощи инвалидам, семьи с инвалидами и заинтересованные студенты из Нижнего Новгорода, Москвы, Санкт-Петербурга, Мордовии и Якутии. Разнообразный круг участников способствовал созданию атмосферы диалога между теоретиками и практиками, понять отличие родительского подхода к воспитанию личности ребенка-инвалида, особенности конструирования социального пространства с учетом региональных особенностей, и привлечения международных практик и понятий применительно к российской реальности. Особенности впечатлил энтузиазм молодых деятелей из Европейского университета в Санкт-Петербурге Анны Алтуховой и Анны Клепиковой, внедряющих европейские практики социализации детей с умственной инвалидностью. Региональная практика интеграции инвалидов была представлена А.Р.Мухаметзиновой из Саранска. Она отметила, что личностный мотивационный потенциал повышает реабилитационные возможности инвалида. Мама слабовидящего ребенка Е.В.Махнева сумела воспитать личность ответственного, доброго, общительного и целеустремленного сына, освободившегося от бремени самоинвалидизации и успешно обучающегося в вузе. Главное, самоидентификаия человека со слабым зрением как нормального, интегрированного в общество. Яркий пример такой успешности был представлен на пленарном докладе М.А.Рощиной, инвалида по зрению с детства, кандидата социологических наук, руководителя тифлоинформационного отделения ресурсного центра инклюзивного образования Института реабилитации и здоровья человека ННГУ. Она утверждает, что для вуза статус студента важнее статуса инвалида. Для этого активно применяются информационные технологии в центре, где была проведена интересная экскурсия участников конференции. Школа-интернат для нижегородских глухих детей показал свой театр «Пиано», интегрирующий школу, искусство и домашний мир ребенка.
Таким образом, участники конференции узнали много новой ценной интересной полезной информации, которую очевидно будут применять в своей деятельности, и выразили благодарность нижегородцам за заботу об инклюзии инвалидов, содействии улучшению качества их жизни ресурсами доброго активного интеллектуального сообщества.
Ульяна Винокурова, доктор социологических наук,
кафедра "Организация работы с молодежью"
г.Якутск